Постканикулярный синдром

 

Уважаемые родители! Недавно прочитала очень полезную статью, как лучше «войти» в учебный год после летних каникул. Предлагаю познакомиться и вам с этой статьёй. Спасибо автору Татьяне Поповой. 

_______

Вот и закончились длинные каникулы. Впереди постканикулярный синдром. Работоспособность снижена, трудно собраться с мыслями. Как настроиться на рабочий лад в короткий срок и сделать так, чтобы адаптация к учебному процессу оказалась безболезненной?

Каникулы обычно проходят весело и беззаботно. И многие родители забывают о том, что срыв режима дня и длительное умственное расслабление могут создать их детям серьезные трудности после каникул. К вам, дорогие родители, и обращена наша статья с рекомендациями и упражнениями, способными помочь вашим детям благополучно преодолеть постканикулярный синдром.

Какие же трудности могут подстерегать школьников и как с ними справиться?

Если ваш ребенок на каникулах чрезмерно расслабился, то с наступлением учебных занятий ему трудно вовремя включиться в учебный процесс. А чем это чревато? Резким повышением психических и физических энергозатрат из-за неготовности организма к новому ритму, рассеянности внимания и несобранности, появления постоянной гонки и загруженности. А результат – возникновение стресса, который создается ситуацией ограничения времени и переутомлением.

В этом случае адаптация к школьным будням после каникул протекает сложно и предсказуемо. Меняется эмоциональное состояние и поведение школьника, возникают нарушение школьной дисциплины и конфликты с учителями и одноклассниками, появляется чрезмерное возбуждение, иногда даже дерзость и агрессивность (особенно у подростков). Или наоборот – заторможенность, чувство страха. А результат один – равнодушие к учебе и нежелание идти в школу в лучшем случае, а в худшем – различные заболевания (как обострение прежних, так и приобретение новых). Для многих школьников постканикулярный синдром может надолго затянуться. И в группе риска обычно находятся учащиеся, которые интеллектуально вполне соответствуют требованиям школы, но физически или психически (либо то и другое вместе) еще незрелы, и поэтому выдержать учебные нагрузки им в таком состоянии очень сложно.

Конечно же, в течение каникул очень важно дать школьнику как следует отдохнуть, расслабиться, но чем раньше родители начнут возвращать его к необходимому режиму работы и отдыха, тем легче ребенку будет адаптироваться к учебному процессу после каникул.
К школьному распорядку жизни следует переходить очень плавно и аккуратно. Это серьезное дело, которое требует разумного подхода. И, как уже говорилось, резкое включение в работу может привести неокрепший организм к сбою и вызвать стресс.

Если же не получилось в последние дни каникул подготовить ребенка к началу школьных занятий, стабилизировать работу нервной системы, многое сделать еще не поздно. Что же именно?

Прежде всего надо помнить, что важнейшими условиями восстановления работоспособности и профилактики многих школьных трудностей являются: соблюдение режима труда и отдыха, активизация эмоционально-волевых и познавательных психических процессов (внимания, восприятия, мышления…), создание настроя на серьезную учебную деятельность.

Дорогие родители! Обязательно понаблюдайте за сыном (дочерью), попробуйте определить настроение и самочувствие. Найдите время, чтобы обстоятельно в эмоционально благоприятной обстановке побеседовать с ребенком, выяснить, что его тревожит и в чем необходима ваша помощь. Главное, ваш ребенок должен усвоить следующее, во-первых, родители всегда готовы прийти на помощь и будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неудач, и во-вторых, любые трудности преодолимы и являются ничем иным, как средством выработки характера.

Стоит заранее подготовиться к беседе. А в этом вам поможет пример практического диалога с ребёнком/

Помогите настроиться школьнику на рабочий лад, обсудив его цели, интересы и желания. Поговорите о его увлечениях – спорте, музыке, рисовании и т.п. И как бы между прочим поинтересуйтесь, как и где он хотел бы провести свои следующие каникулы. Это вселит в него надежду на лучшее будущее и прибавит оптимизма. Следите за тем, чтобы ребенок высыпался. Здесь очень важно обратить внимание не столько на время сна, сколько на его качество. Не требуйте от ребенка невозможного и как можно чаще старайтесь создавать ситуацию успеха (об этом на страницах нашего сайта говорилось очень много). И не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. В сутках всего 24 часа. Суммируйте время, отведенное на учебу в классе и дома, разные гигиенические процедуры, неторопливые приемы пищи, сон, обязательную прогулку на свежем воздухе, дополнительные занятия и т.д. Ответьте себе на вопрос, остается ли у ребенка время на чтение, любимое занятие, полноценное общение с родителями.

И побольше положительных эмоций!

Помните! То, как пройдет адаптация ученика к дальнейшему обучению в школе, в большей степени зависит от вас, уважаемые родители. Этот период способен высветить многие проблемы в ваших отношениях с собственными детьми.

Можно привлечь упражнения-игры, которые хороши для всей семьи. Каждому ее члену будет полезно после продолжительных праздников привести в порядок свой мыслительный аппарат. Эти игры помогут укрепить отношения с ребенком.

Хорошо бы за совместным чаепитием всем вместе поиграть в такую игру: не глядя на окружающих, описать письменно или устно, во что одет каждый из присутствующих. Или записать названия предметов, находящихся на каком-либо столе, висящих на какой-либо стене и т.п. Хорошо бы ведущему накануне мероприятия учредить для игроков какие-либо шуточные призы, а в конце предложить игрокам быстро «сообразить» приз для ведущего. Это может быть изделие из бумаги, совместно придуманное четверостишие, изображение с помощью разных поз интересной фигуры и т.д. 

Если ребенок мало находится на свежем воздухе, то подобные игры на развитие внимания, наблюдательности, памяти, активизацию мышления лучше проводить на улице. Можно наблюдать детали пейзажей, которые раньше ускользали от внимания, отгадывать разного рода загадки, придумывать слова, предложения.

Например:

слова с тремя буквами А (тарантас), слова с четырьмя буквами О (сороконожка), слова с семью буквами О (обороноспособность);
слова, увеличивающиеся на одну букву и при этом все заканчивающиеся на ЛА: -ла; —ла; —ла, —-ла; ——ла; ——ла и т.д. (юла, пила, кукла, свекла, горилла, шиншилла);
предложение, слова в котором начинаются на буквы ДНКЦ (девочка несла красивый цветок).

Любой родитель сам может придумать немало подобных упражнений.
В этих играх необходимо соблюдать правила: во-первых, все слова должны быть существительными, нарицательными, в именительном падеже, в единственном числе (или во множественном, если в единственном не употребляются, например, сутки, ножницы и т.п.), а во-вторых, чем больше дано вариантов ответа, тем лучше.

Активизировать внимание и мышление можно при помощи упражнения «Отгадай, что это такое». Родитель поочередно даёт школьнику, который сидит с закрытыми глазами, какие-либо предметы. Тот ощупывает их руками и называет эти предметы.

Полезны также упражнения по перемене рук: во время еды, письма, умывания, причесывания и т.д. стараться задействовать противоположную руку. Можно менять обычные для нас движения, например, помешивание ложечкой в чашке не в привычную для нас сторону, а в противоположную. Можно также в удобном месте закрыть глаза и ориентироваться в пространстве на ощупь. 

Предложите школьнику такие упражнения:

1. В этой таинственной записи нужно найти список предметов:

YGУLRVЧDGFRENБYJEНJHBИUEК
ЖПGОBDРSNQТФWЕZЛSSSЬ
JТFRЕWWТWQРLVАIIIДZИ
KUРRDУQЧWWКWFАSWG
URДQНWWЕFGWВSDFНRWИJJКL
КWYRАLJРDSАRVSНRWQДFGFFАVRШGT

2. В этой таблице необходимо как можно быстрее подчеркнуть все буквы У одной чертой, а буквы Ш двумя чертами.

К ш Ф с я а б Ц У и к у н г ш Щ 3 х Ф м о ы в Ш и Р о о у д ж 3 я ч м С т ь о б Ю е а в щ Р е н у л б ш Д л о Р У к ц У е н г ш Щ 3 х Ф ы в а п Р о л Д ж я ч у м и Щ ь б ю э ж д л о Р п а в У ы е а е ы Ф я ч с ш и у б ю Ф ы в щ к и э л д ж э ц У к е н г ш Щ н е к Ц Ф У к и м с ч я а х о х Р 3 х о Щ н е к У ы р ц к э д ж л у н с а в и Ф ю в м б ю ш м е к У ц 3 Щ ш г н е к У ц и м с ч ю т и Ф ы в а п Р о л д ж 3 Щ ш г н е к У н г ж д л о Р п Ф ы в а п Р о л д ж ю б и м щ ы в к У Ц е н г ш Щ л о Р п и т м с ч Р п а о л Д и м с ч и у б л о Д ш е н г а п Р о н е г к У в а п л д щ и т б ш с п а е к н г о у п Д ж ш н г к У в м с и п у э л д ш г н Щ У к е н д о Р г с и т п Р к У е н г ш л о Р д ж в у п Р н д и т в о е в щ п Р н у о л д и т ж 3 х к У п Р н е с и т Р ш г е ц ы в с Ш м п Р о н е г б у р

3. В каждой строке нужно исключить одно лишнее слово (остальные четыре должны быть объединены общим признаком).

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.
Хата, шалаш, дым, хлев, будка.
Береза, сосна, дуб, ель, сирень.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Яблоко, слива, помидор, апельсин, вишня. 

Внимание! Все задания должны выполняться в эмоционально благоприятной обстановке и обязательно при желании ребенка. Задание 2 выполните с ребенком несколько раз на время. Надеемся, после выполнения наших рекомендаций вы довольно быстро обнаружите, что способность концентрировать внимание вашего ребенка значительно улучшилась. 

_______

Источник